О важности допечатной подготовки

Когда вы приходите в рекламно-производственную фирму и заказываете рекламную продукцию, сначала дизайнер готовит красочный и привлекательный макет вашей рекламы, после чего принтер выводит его на печать. Но между этапами создания дизайн-макета и печатью готового продукта таится еще один крайне важный этап, от которого непосредственно зависит качество готовой продукции. Значительную часть рабочего времени дизайнера занимает не только подбор цветовой гаммы, красочных изображений и элегантных шрифтов, но и подготовка созданного рекламного изображения к его запуску в производство, а именно: проверка цветовой палитры всех элементов макета, сведение всех шрифтов в кривые и растрирование эффектов, задание вылетов (припусков) под обрез, учет потенциальных проблем при печати (например превышение суммы красок) и т.п. Кроме того, дизайнеру приходится следить за расположением всех значимых элементов в пределах безопасной области, т.е. чтобы они не находились слишком близко к краю макета. Этот важный и ответственный процесс называется допечатной подготовкой. В данной статье мы рассмотрим технические аспекты работы дизайнера, незаметные на первый взгляд, но очень важные, а также последствия несоблюдения процесса допечатной подготовки.

В общем случае, допечатной подготовкой называется комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести точную копию дизайн-макета в процессе его вывода на печать, включающий приведение дизайн-макета в соответствие техническим требованиям для данного процесса.

Итак, в чем же заключается работа дизайнера по проверке соответствия макета техническим требованиям и его подготовке к производству?

  • Во-первых, необходимо убедиться, что все графические элементы в файле дизайн-макета выполнены в одной палитре (в подавляющем большинстве случаев целевой является палитра CMYK). Это касается и растровых изображений, скачанных из интернета и импортированных в макет – они, как правило, имеют палитру RGB, – их необходимо перевести в CMYK. Элементы фирменного стиля (например логотип) от клиента, импортируемые в макет, также могут иметь другую цветовую палитру, например PANTONE. Причем зачастую на мониторе графические элементы с разной палитрой в одном макете будут отображаться как надо (этим грешит CorelDRAW), но при выводе на печать могут начаться проблемы.
    Во-вторых, немаловажное значение имеют цветовые профили (или так называемые ICC-профили). В общих словах, цветовой профиль отвечает за перевод цвета в формат, понятный конечному устройству (монитору или принтеру). Для отображения на мониторе используется один цветовой профиль, для печати на широкоформатном принтере – другой, для офсетной печати – третий. ICC-профиль может включаться в файл макета, отправляемый на печать, а может и не включаться (в зависимости от требований конкретного печатающего устройства). Дизайнеру необходимо знать, в каком случае какой профиль следует использовать.
  • Если предполагается экспорт файла дизайн-макета в векторный формат, то необходимо перевести в кривые все имеющиеся в макете шрифты. Если этого не сделать, то на компьютере, управляющем принтером или плоттером, шрифты могут не отобразиться корректно. Если на компьютере шрифт отсутствует, то вместо него будет подставлен похожий и разница может быть заметна невооруженным взглядом. Но даже если нужный шрифт установлен в системе, то его начертание может несколько отличаться от нужного. Аналогично все эффекты (такие как тень, размытие и т.п.) должны быть растрированы.

Что же произойдет, если не соблюсти все технические требования на этапе допечатной подготовки?

  • Основном и самым распространенным следствием несоблюдения технических требований является несоответствие цветовой гаммы в готовом изделии отображаемой на мониторе. Это может произойти из-за несоответствия используемой цветовой палитры (отличия могут быть значительными) требуемой либо из-за использования некорректного цветового профиля (это менее заметно, но все же может привести к отбраковке готовой продукции).
    Палитры CMYK и RGB при допечатной подготовке
  • Расхождение начертания шрифтов в готовой продукции и в оригинал-макете, если они не были переведены в кривые.
  • Тени и эффект размытия могут быть напечатаны «квадратиками» вместо плавного перетекания.

Естественно, все это приводит к необходимости перепечатки готовой продукции за счет исполнителя (если ошибку допустил дизайнер) или заказчика (если заказчик прислал готовый дизайн-макет с ошибками). От того насколько точно будут соблюдены все технические требования на этапе допечатной подготовки, зависит качество готовой продукции и процент брака на производстве.

Банально говорить, что для избежания таких ошибок следует строго соблюдать технические требования, но, как показывает практика, они соблюдаются далеко не всегда. Поэтому одним из действенных способов избежать подобных ошибок является цветопроба. Для цветопробы берется небольшой фрагмент оригинал-макета или макет целиком в уменьшенном масштабе и изготавливается как если бы это была конечная продукция. Зачастую цветопроба не приводит к каким-либо материальным затратам, поэтому может быть бесплатной. Это позволит еще до запуска заказа в работу определить, есть ли в макете ошибки, и заблаговременно исправить их.