Почему нужно платить за дизайн

Довольно часто в рекламное агентство приходят заказчики с просьбой разместить рекламу или изготовить печатную продукцию, не имея при этом собственного дизайна. Часто такие заказчики, видя в смете кроме стоимости изготовления рекламы пункт "разработка дизайн-макета", с недоумением задают вопросы типа "я вам еще и за дизайн должен платить? и так ведь дорого!" или "там же делать нечего - всего пара надписей и картинок, за что такие деньги?" Похожая ситуация - когда заказчик дает старую, помятую, потрепанную (или же новую) визитку и говорит: "сделайте мне 100 штук, вот вам образец", а ответом на просьбу оплатить дизайн будет такое же недоумение.

Кто в этой ситуации прав и почему рекламные агентства берут деньги (порой немалые) за разработку дизайна? Цель этой статьи - разобраться в данном вопросе.

Сначала нужно разобраться, что же такое на самом деле дизайн-макет рекламы? Итак, дизайн-макетэто специально подготовленный шаблон, предназначенный для для вывода рекламного изображения на печать. Дизайн-макет обязательно должен быть в электронном варианте; он представляет собой файл в особом формате и с заданными параметрами. Чтобы результат был корректным, над макетом должен поработать профессиональный дизайнер.

Рассмотрим описанный выше случай, когда заказчик приносит свою визитку и не понимает, что от него требует менеджер (дизайнер). Если визитка новая, не потрепанная, казалось бы, что ее можно просто отсканировать и потом отпечатать нужное количество. Но, во-первых, при любом сканировании, даже на самом дорогом сканере, всегда возникают потери качества и искажения, что неизбежно приводит к неудовлетворительному результату (не говоря уже о случае, когда визитка старая и потрепанная). Во-вторых, такой  отсканированный "макет" нельзя отредактировать (т.е. поменять надпись или картинку; можно лишь затереть в фотошопе отдельные элементы, что приведет к еще большему ухудшению качества и значительным потреям времени). Легче (по затратам сил и времени) будет переделать макет "с нуля". Из этого вытекает правило, о котором сказано выше: дизайн-макет должен быть редактируемым, то есть в виде файла той программы, в которой он создавался, с соблюдением всех технических требований. Тогда при необходимости дизайнер сможет легко вносить в него любые поправки и изменения. Вывод - если у заказчика нет дизайн-макета в электроном варианте, значит дизайн нужно делать "с нуля".

В чем же заключается ценность работы дизайнера в плане подготовки дизайн-макета? Сначала дизайнер разрабатывает эскиз согласно заданным размерам, затем подбирает наиболее подходящий шрифт из множества озможных. При этом шрифт должен быть не только красивым, но и удобочитаемым, чтобы реклама имела эффект. Затем необходимо подобрать цветовую гамму, прорисовать контура, обводки, тени и градиенты. Иногда дизайнеру приходится перебирать десятки вариантов, прежде чем получится хороший макет, действительно способный привлечь клиентов или покупателей. Для такой работы нужно время, и порой немалое. А еще нужно подготовить файл к печати, соблююсти все технические требования, чтобы цвет на выходе получился естественным, поля (границы) никуда не "уехали".

Отдельно стоит упомянуть про картинки и фотографии в дизайн-макете. Далеко не каждая картинка, скачанная из интернета, подойдет для печати. Обычно "интернетовские" картинки имеют разрешение, непригодное для печати, и сохранены в популярном формате *.jpg, который использует сжатие, искажающее изображение, и изначально придумывался исключительно для просмотра, а не для печати. Если качество картинки недостаточно высокое, то при печати она будет выглядеть "квадратной" или размытой. Чтобы найти картинку с качеством, подходящим для широкоформатной печати или полиграфии, приходится порой провести за экраном компьютера не один час, скачивая специальные дизайнерские клипарты с файлообменников. Не говоря уже о том, что многие такие клипарты платные.

Из чего же складывается стоимость дизайн-макета? "Почему так дорого?", как спрашивают многие. Во-первых, дизайнеру нужно платить зарплату. Дизайнер - не человек с улицы, это творческий работник с высшим профильным образованием и опытом работы. Если дизайнер работает не удаленно, а непосредственно в офисе рекламного агентства, то нужно учитывать еще и аренду офиса, затраты на электроэнергию, организацию рабочего места. Для работы дизайнера необходимо профессиональное лицензионное программное обеспечение (Corel DRAW, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator), которое стоит немалых денег (от 20 до 50 тыс. рублей за одну лицензионную копию).

Стоимость дизайна также напрямую зависит от уровня сложности. Простой макет с названием, адресом и картинкой из интернета будет стоить несколько сотен рублей, в то время как профессиональный дизайн, действительно способный привлечь внимание потенциальных клиентов, будет стоить в разы (или даже десятки раз) дороже.

Бывают случаи, когда заказчик приходит с готовой идеей и предъявляет минимальные требования к содержанию рекламного дизайн-макета. Тогда можно обойтись чисто символической суммой. В случае же, когда клиент заявляет "я не знаю, чего я хочу", или предъявляет множество требований по шрифтам, градиентам, расположению картинок, потребуется долгая и кропотливая работа. В таких случаях потребуется большое количество доработок, за каждую из которых необходимо доплачивать дополнительно.

Еще одно часто встречающееся заблуждение - с дизайном буклетов. Заказчики часто воспринимают его как один дизайн-макет, в то время как буклет представляет собой несколько страниц, то есть предполагает разработку нескольких дизайн-макетов. Взять, к примеру, буклет из листа формата А4, сложенный в 3 раза по длинной стороне. Это 3 страницы с одной стороны листа А4 и еще 3 страницы - с другой. Получается целых 6 дизайн-макетов! Цена за такой заказ будет, конечно же, не в 6 раз выше, но составит несколько тысяч рублей. Из всего вышесказанного следует, что работу дизайнера следует воспринимать всерьез, это такой же труд, как и работа менеджера, продавца, монтажника. А любой труд должен оплачиваться.