Основы цифровой печати. Цветовые схемы и палитры

В общем случае под цифровой печатью понимают процесс переноса изображения из цифрового файла на поверхность материала. При этом есть возможность наблюдать за каждым этапом цифровой печати на экране монитора. Основной проблемой здесь является то, что напечатанное изображение может по цветовой гамме отличаться от изображения, отображаемого на мониторе. Это может происходить по нескольким причинам.

Первая и основная причина заключается в том, что при печати на материале и при отображении на мониторе используются разные цветовые модели. Рассмотрим их подробнее.

Матрица монитора состоит из множества точек — пикселей (например 1920 на 1080 точек при разрешении монитора Full HD). Каждая точка, в свою очередь, состоит из трех светящихся элементов — красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Процессор монитора управляет яркостью свечения каждого цвета в каждом пикселе. От того, в каких пропорциях светятся точки каждого цвета в отдельно взятом пикселе, зависит результирующий цвет пикселя. Это называется цветовая модель RGB.

При печати (не всегда, но в нашем случае обычно это именно так) используется другая модель управления цветом, состоящая не из трех, а из четырех цветов (голубого, пурпурного, желтого и черного) — CMYK (cyan, magenta, yellow, key color). Соответственно используются чернила этих цветов. Аналогично, чтобы получить произвольный цвет, чернила этих базовых цветов смешиваются в определенных пропорциях. Палитра CMYK является основной и единственной палитрой, которую мы используем в процессе подготовки файлов для цифровой печати.

Еще одно отличие изображения на мониторе от напечатанного — то, что на мониторе картинка является светящейся, а напечатанное изображение лишь отражает видимый свет. Именно по этой причине при печати невозможно получить сверхъяркие (т.н. «ядовитые» цвета), которые легко отображаются на мониторе. Поэтому при подготовке дизайн-макета для цифровой печати специалисты избегают использования таких цветов.

Добиться похожести экранного и напечатанного изображений можно, с одной стороны, путем грамотного подбора цветовой гаммы дизайнером, а с другой — калибровкой монитора. Стоит помнить, что даже при этих условиях добиться 100%-ного совпадения вряд ли удастся, о чем следует помнить.

Если отправить на печать RGB-изображение, цвета могут сильно исказиться. Также искажения неизбежно возникают при преобразовании из RGB в CMYK.

Кроме RGB и CMYK, широко используются палитра PANTONE (Пантон). Это стандартизированная система подбора цвета, использующая цифровую идентификацию цветов. В нашем случае (т.е. при широкоформатной, интерьерной печати и полиграфии) применение палитры Пантон может привести к нежелательным последствиям, а если, к примеру, такой цвет встречается в макете, его необходимо доработать, т.е. подобрать похожий цвет по палитре CMYK, с чем легко могут справиться наши дизайнеры.